В декабре 2019 года дан старт внедрения Целевой модели наставничества в субъектах Российской Федерации в ходе реализации федеральных проектов «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование».
Внедрение Целевой модели наставничества осуществляется в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные, дополнительные общеобразовательные и программы среднего профессионального образования. Региональным наставническим центром определен Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов – структурного подразделения ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования».
Внедрение Целевой модели наставничества на территории Ярославской области осуществляется на основании Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации № Р-145 от 25.12.2019 г., Приказа Департамента образования Ярославской области № 33-нп от 29.07.2022 «Об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области».
Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».
Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Нормативная база
Федеральный уровень
- Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».
- Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися. Письмо Минпросвещения России, Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации от 21.12.2021 № АЗ-1128/08/657 "О направлении методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях"
- Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях. Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 "О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций"
Региональный уровень
Муниципальный уровень
- Приказ Департамента образования Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области от 05.08.2022 № 053-01-09/463-1 «О внедрении в работу образовательных организаций городского округа город Рыбинск методологии (целевой модели) наставничества»
- Приказ Департамента образования Администрации городского округа город Рыбинск Ярославской области от 30.08.2022 № 053-01-09/485-1 «Об утверждении дорожной карты по внедрению целевой модели наставничества в образовательных организациях городского округа город Рыбинск»
Уровень образовательной организации
- Приказ «О работе в статусе "соисполнитель" муниципальной инновационной площадки»
- Отчет об инновационной деятельности за 2022-2023 гг.
- Приказ о назначении наставников
- Приказ о внедрении целевой модели
- Дорожная карта реализации целевой модели наставничества в Центре технического творчества
- Техническое задание Центру технического творчества по теме "Наставничество для совершенствования гибких навыков участников образовательных отношений"
- Положение о программе наставничества в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования «Центр детского и юношеского технического творчества"
- Положение о системе наставничества педагогических работников муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского и юношеского технического творчества"
- Положение о внедрении модели наставничества обучающихся муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского и юношеского технического творчества»
- Программа наставничества муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского и юношеского технического творчества"
- База педагогов-наставников муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр детского и юношеского технического творчества"
Методическая информация:
- Шаблон Программы наставничества
- Шаблон персонализированной программы наставничества
- Шаблон образца письменного согласия наставника на возложение дополнительных обязанностей, связанных с наставнической деятельностью
- Шаблон образца письменного согласия наставляемого на закрепление за ним наставника
- Анкета наставника
- Анкета наставляемого
- Чек-лист "Организация наставничества в образовательной организации"
- Анкета оценки удовлетворенности Программой наставничества (для наставника)
- Анкета оценки удовлетворенности Программой наставничества (для наставляемого)
Полезные ссылки
- Центр непрерывного повышения педагогического мастерства (ГАУ ДПО ЯО ИРО, г. Ярославль). Наставничество
- Сообщество «ВКонтакте» «Наставник 76.РФ»
- Ментори. Национальный ресурсный центр наставничества
- Наставничество педагогических работников
- Семинар «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» 18.01.2022. О применении методических рекомендаций по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных рганизациях
- Виды наставничества. Технологии передачи знаний – https://biznes-repetitor.ru/nastavnichestvo/vidy-nastavnichestva/
- Современные формы наставничества - https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-formy-nastavnichestva/viewer
- Индивидуальная программа развития и система наставничества как инструменты наращивания профессиональных компетенций педагогов. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РУКОВОДЯЩИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Авторы: Тарасова Н.В., к.п.н., доцент, директор Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей; Пастухова И.П., к.п.н., доцент, заместитель директора Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей; Чигрина С.Г., старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей
Новости
В 2022-2023 гг. осуществлялась работа в рамках муниципальной инновационной площадки по теме "Наставничество для совершенствования гибких навыков участников образовательных отношений". В ходе реализации проекта были разработаны следующие материалы:
- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "#ЯНаставник".
- Модель наставничества "педагог-педагог".
- Модель наставничества "обучающийся-обучающийся".
- Описание практики виртуального наставничества в форме "педагог-педагог".
- Описание практики индивидуального наставничества в форме "обучающийся-обучающийся".
- Презегнтационные материалы выступлений на муниципальных мероприятиях (конференции, Инновационном каскаде - 2022, муниципальном методическом объединении педагогов дополнительного образования (февраль 2023 г).
С 27 апреля по 24 мая 2023 года на базе государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования» проводился региональный конкурс воспитательных практик специалистов в области воспитания. Коллектив Центра технического творчества представил на конкурс описание практики «Наставничество как вид социальной активности обучающихся Центра технического творчества». Материал получил высокую оценку жюри и стал победителем в номинации «Эффективные практики в реализации программ наставничества».
С 21.02.23 по 24.03.23 методист Жукова Н.Н. прошла обучение в федеральном государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации» по дополнительной профессиональной программе «Реализация системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях»
28 февраля 2023 года состоялась XXII открытая муниципальная конференция «Совершенствование форм взаимодействия участников образовательных отношений и субъектов образовательной деятельности как эффективного ресурса повышения качества образования».
И.о. директора Баранова Ольга Анатольевна и методист Жукова Наталия Николаевна приняли участие в работе секции "Перспективные способы совершенствования культуры наставнической деятельности участников образовательных отношений". Участникам секции было представлено выступление на тему «Культура наставнической деятельности: развитие личностных качеств наставников и наставляемых в Центре технического творчества». Материал размещен на сайте системы образования городского округа город Рыбинск в разделе «Педагогические форумы» (подраздел «Конференции», 2023 г. секция 5. Презентация)
Команда педагогов Центра технического творчества успешно прошла обучение в муниципальном учреждении дополнительного профессионального образования «Информационно-образовательный центр» по теме «Наставничество в образовании: современная теория и инновационная практика».
10 ноября 2022 года директор Центра технического творчества Назаров А.В. и методист Жукова Н.Н. приняли участие в работе дискуссионной площадки «Наставничество: новые возможности или старые традиции», которая проходила в рамках муниципального образовательного события «Инновационный каскад-2022». Цель работы дискуссионной площадки:
– активный обмен мнениями между участниками;
– рассмотрение проблемы с разных позиций;
– многосторонняя коммуникация;
– поиск нового решения, мнения, способа действий и т.д.
Александр Владимирович представил практику педагогического коллектива по организации процедур наставничества «Особенности внедрения наставничества в учреждениях дополнительного образования: из опыта работы Центра технического творчества города Рыбинск» (презентация)